Ритуальные маски народов мира

Автор:

7 августа 2019

Древние люди, не знающие законы природы и не защищенные от ее «капризов», для того чтобы выжить были вынуждены предпринимать различные действия, чтобы оградить себя, свое племя от ее негативного воздействия. Обожествляя животных, растения, различные природные явления, они старались задобрить их «духов», исполняя ритуальные пляски, связываясь с ними другими способами.

Для более тесного сближения с выбранным в качестве «защитника» представителем природы (животным, растением, природным явлением, мифологическим существом) ими использовались тотемные маски. Древние люди думали, что надевая их на себя, они приобретают характерные качества своего покровителя, преображаются в него, получают возможности для более тесного общения.

Для изготовления таких ритуальных масок они брали те материалы, которые были у них «под руками»: трава, кора, древесина, кожа и кости животных.

Назначение и виды масок

Ритуальные маски народов мира

Тотемизм лежал в основе всех современных религий, поэтому и маски в той или иной форме, присущи все ныне живущим на Земле народностям. Разумеется, сегодня ритуальные предметы уже не играют такой значительной роли в жизни современного человека, но по-прежнему остаются элементами их культур, несмотря на то, что после прохождения такого значительного промежутка времени иногда трудно понять происхождение и назначение конкретной маски.

Современные ученые выделяют несколько функций, которые могут исполнять данные элементы культурного и исторического наследия человечества, среди которых наиболее типичными и значимыми являются следующие:

  • «персонификация духа» для борьбы с враждебными силами;
  • возможность обмануть злых духов;
  • увековечить память наиболее почитаемого предка, например, жреца или вождя племени;
  • перевоплощение в существо из сакрального мира – тотемное, мистическое.

Нельзя не отметить и ту зрелищность, привлекательность действия, которая создавалась при помощи маски. Именно она легла в основу создания карнавальных, театральных масок.

Однако, в первую очередь, это, как и специальные ритуальные музыкальные инструменты, один из атрибутов ритуала, действа до сих пор сохранившегося в культурах некоторых народов мира. Ритуалы призваны обеспечить переход между мирами: повседневным (обычной жизнью человека) и сакральным (потусторонним, загробным, иным измерением).

Создать между ними прочную связь, «тесное общение» без использования ритуальных (культовых, мистических) предметов невозможно. Для «налаживания» такого контакта использовались не только ритуальные маски, музыкальные инструменты, еда, питье. Иногда, для этого наносились увечья, приносились жертвы, в том числе и человеческие. Сегодня эти действия можно считать уже пережитком прошлого, который встречается достаточно редко и является уголовно наказуемым деянием.

Все встречающиеся в современном мире маски подразделяются учеными историками, этнографами, антропологами на несколько разновидностей:

  • культовые (ритуальные);
  • военные, встречаются у некоторых племен аборигенов Африки, Океании, Америки, в качестве принадлежности к какому-либо тайному союзу, при совершении обряда посвящения юношей в мужчины, во время отправления актов правосудия, при совершении военных набегов;
  • свадебные;
  • погребальные;
  • танцевальные;
  • театральные.

Еще одна общепринятая классификация подразделяет маски на виды в зависимости от того, что (или кого) именно она отображает, имитирует:

  • человеческие лица;
  • устрашающие, искажающие или карикатурные изображения;
  • животных, ныне живущих, вымерших или мифических;
  • наголовники, которые не только скрывают лицо человека, но и закрывают всю голову и так далее.
Назначение и виды масок

Несмотря на столь значительное разнообразие видов масок, смысл их, основная выполняемая ими функция в любом случае одна – закрыть лицо, не дать остальным участникам ритуала (шоу, действа, религиозной феерии) увидеть эмоции, переживания, ощущения, которые всегда отражаются на лице. Сокрытие лица от окружающих, в переводе с языка символов, означает символическую «смерть личности». В процессе совершающегося ритуала, отправляемого культового действия, одевающий на себя маску представитель племени, сообщества как бы «умирает», перестает существовать в виде, привычном для остальных присутствующих, и «возрождается» в новом облике. Такая «смерть» является обязательным элементом перехода между повседневным и сакральным мирами. То есть, главный, основной феномен маски, первопричина ее появление – символизм пребывания личности в состоянии «смерти».

Пожалуй, нет на нашей планете ни одной культуры, в которой маски не использовались бы в том или ином качестве, виде. Они были наиболее широко распространены в доисторический период существования человечества. Об этом свидетельствуют сохранившиеся с Каменного века до настоящего времени древние наскальные рисунки, изображающие охотников в масках животных, совершающих ритуал привлечения удачи.

Маски используются и до сих пор. Например, театральный, цирковой грим, то же можно считать своего рода маской, под которой актер скрывает свое лицо, перевоплощается в человека, роль которого исполняет на сцене. Большое распространение в западных странах сегодня получили различные карнавалы, карнавальные шествия, в которых обязательно есть участники в масках.

В отдельных племенах принято расписывать лица яркими красками, наносить на них татуировку, что тоже служит своего рода маской, способом придать своему лицу какую-то особенную эмоцию, отобразить определенное чувство.

В некоторых современных религиях маски применяются при отправлении определенных религиозных обрядов. Например, при погребении усопших, для того чтобы «помочь» душе как можно быстрее пройти свой последний путь в загробный мир, воспрепятствовать злым духам завладеть делом усопшего.

Маски Древнего Рима

Древнеримские маски имеют много аспектов. Например, маски из фарфора, керамики использовались для украшения крыш домов в качестве оберегов, охранявших дома от злых духов. Скорее всего, этот обычай связан с захоронением усопших в домах-саркофагах, которые также украшались аналогичным образом.

Еще один обычай использования масок в Древнем Риме связан с похоронными обрядами. Погребальные маски усопших выполнялись из воска, который был в те времена достаточно дорогим материалом. Выбор вида воска для создания посмертной маски отображал социальное положение усопшего, а реалистичность изделия позволяла как-бы «заменить, воскресить» человека.

И, разумеется, нельзя не упомянуть о карнавале «Сатурния» - зимнем безудержном веселье для всех древних римлян. Маска на лице вела к вседозволенности, возможности «пуститься во все тяжкие» без опасности быть узнанным.

Африканские маски

Африканские маски

Пожалуй, наиболее широко сегодня используются маски аборигенами Африки. Ритуальные африканские маски можно увидеть во время празднования сбора урожая, обряда инициирования юношей, при проведении военной подготовки.

В зависимости от степени развития общества для изготовления масок используют дерево, металл, кожу, солому, перья, кости. Возникшие в далекие времена, они мало изменились и считаются сегодня необычными, оригинальными произведениями искусства. В этом качестве они представлены в частных коллекциях богатых европейцев, в картинных галереях, музеях.

В африканских племенах получили распространение маски трех видов:

  • закрывающие только лицо;
  • представляющие собой некое подобие шлема, и защищающие не только лицо, но и голову;
  • имеющие вид короны.

Африканцы очень часто при изготовлении масок придавали им черты своих предков. Они верили, и верят до сих пор, что во время вхождения в транс, в тело человека, на котором надета эта маска, вселяется дух предка, для того чтобы дать дельный совет, поведать о чем то очень важном, значительном.

Отдельные мастера достигали в искусстве изготовления ритуальных масок больших высот. Они передавали полученные знания, умения своим детям. Такие «художники» получали в своем племени особый статус, к ним относились с почтением, ведь только они могли передать маске определенную энергию.

Аборигены уверены, что надевший маску человек теряет присущую ему индивидуальности, им овладевает дух, представленный в виде маски. Человек говорит его словами, производит действия, которые «навязаны» ему прототипом маски. Поэтому изготавливаемые ими изделия являются отображением добрых и злых духов, мифических и реальных существ, усопших предков и тотемных животных.

В давние времена, когда племена вели общее хозяйство, маски считались общей собственностью, были предметом гордости и самой большой ценностью всех членов племени. Считалось, что в ней обитает дух, покровительствующий всему семейству. Во время церемонии, человек, надевший маску, впадает в глубокий транс, вступает в контакт с прообразом, духом маски, общается с ним и в танце передает всю получаемую информацию своим соплеменникам. Для более однозначного, адекватного толкования передаваемых сведений, в некоторых случаях танец жреца, шамана, сопровождавшийся традиционной для африканских племен музыкой, песнями трактовал мудрец.

Тысячи лет ритуалы, культовые церемонии были неотъемлемой частью традиционной африканской культуры. Вторжение западной цивилизации привело к образованию на территории Африки новых государств, изменению границ, ареалов расселения коренных жителей. Сегодня религиозные культовые пляски, ритуалы встречаются только среди племен, наиболее закрытых от внешнего воздействия.

Маски индейцев

Маски индейцев

У коренных жителей Южной и Северной Америки также существовала традиция изготовления масок, которые использовались для совершения религиозных культов, церемоний, исцеления больных, для других целей. Процедура изготовления маски была сложной и достаточно продолжительной. Вождь племени внимательно следил за соблюдением правил и этапов создания каждой маски.

Сегодня широко известны, пользуются спросом в качестве сувениров и являются предметом торговли маски Качина, изготавливаемые аборигенами народности Хопи. Но еще недавно они воспринимались как своеобразный «канал» для связи с древними духами Качина.

Вообще, все индейские племена считали свои маски, независимо от того использовались ли они для ритуалов или нет, живыми существами. За ними тщательно ухаживали, следили, «кормили» маисовой кашей или мукой. Хранили их на открытом воздухе, чтобы дух, воплощением которого служила маска, мог свободно «дышать».

Известны своим искусством создания тотемов и масок и аборигены Северо-западного Побережья Америки. Они создавали маски трех видов:

  • простая маска одного лица вырезалась из цельного куска отличающегося высокой твердостью виргинского можжевельника;
  • механический маски стали изготавливать уже после того, как на территорию Америки вступили европейцы, они привезли с собой стержни, пружины, с помощью которых маска получает возможность совершать различные движения;
  • маска преобразования представляет собой сразу две или даже три маски, соединенные в единое целое, обычно это лицо человека (предка), тотемного животного или птицы.

Такие маски преобразования служили для того, чтобы исполнять желания духа маски – тотемного наследственного духа племени (клана). Надевший на себя маску танцор становился проводником информации, предаваемой духом членам племени, брал ответственность за точное исполнение его воли.

Ритуальные маски Японии

Это островное государство долгое время было закрыто от посещений путешественников, мореплавателей из других государств. Даже потерпевших кораблекрушение моряков, достигших суши, ждал не приют, а смерть. Поэтому японская культура, присущие ей обычаи существенно отличаются, от традиций других народов. Но, несмотря на такую закрытость, жители Японии тоже использовали маски для совершения религиозных и других ритуалов.

Если верить историкам, которые в своих суждениях опираются на данные археологических раскопок, то в японской культуре маски начали применять при совершении различных шаманских феерий, мистических ритуалов, магических обрядов, религиозных церемоний и шествий, похоронных процессий уже в 10000 году до нашей эры.

Первые, самые старые изделия изготавливались из глины и ткани. Затем появились резные деревянные маски с наклеенными на них волосами. Они представляют собой образы людей, героев, животных, птиц, демонов, чертей, мифических существ, призраков, божеств. И сегодня в провинциях и городах Японии проводятся различные карнавалы, шествия, привлекающие множество зрителей, как самих японцев, так и туристов из других стран. Во время этих празднеств на улицах городов разыгрываются театрализованные представления, спектакли с участием мимов, актеров в ритуальных масках.

Египетские маски

Египет известен как колыбель всей современной цивилизации, страна пирамид, в которых хранятся саркофаги и погребальные маски правителей древнего государства. Сложный ритуал погребения предполагал изготовление мумии, лицо которой покрывалось такой погребальной маской. Защищенные гробницами, саркофагами многие из них сохранились и по настоящий день.

Существовали и другие маски, не менее важные для соблюдения традиций и обрядов египтян. Свои лица прикрывали, например, маги, жрецы, жрицы. Эти изделия имели ритуальный, культовый смысл, изображали богов и богинь и предназначались для получения от прообразов магических сил, способностей.

Ознакомиться с погребальными и другими египетскими ритуальными масками, другими предметами, которые археологи достают из древних захоронений можно в различных европейских музеях. В Каире, в Музее египетских древностей, выставлена, например, всемирно известная погребальная маска царя Тутанхамона.

Маски в жизни современного человека

Современный человек стремиться познать жизнь предков, ознакомиться с культурой не только своего государства, но и весьма удаленных стран, континентов, проживавших там ранее и проживающих сегодня народностей. Искусствоведы, этнографы, коллекционеры, путешественники привозят домой из поездок всевозможные сувениры, в том числе и ритуальные маски. Их используют не только в качестве коллекционных экземпляров, но и для создания интерьера дома, квартиры, как дизайнерское украшение помещения, оформленного в этностиле.

Прежде чем, разместить в своем доме такой роскошный заморский сувенир нужно постараться наиболее полно узнать историю происхождения маски, для какого ритуала она предназначалась и использовалась, какой энергетикой напиталась, какую мистическую, таинственную силу хранит и передает окружающему миру.